суббота, 21 марта 2015 г.

Шахтерские байки2


Было это в то время, когда я был еще двухметровым блондином. Работал в шахте, в добычном звене. Это такие шахтеры, которые уголь добывают. Для обычных людей- шахтеры, да и шахтеры, а вот скажи в разговоре со знающим человеком:
- Я добычник.
И поймет тот сразу - имеет дело с шахтером, специальность, которого – забойщик, и работает он по сменам. По три дня работаем и выходной. Еще три дня, и снова выходной. Курорт!
Особенно любимый был выходной после второй смены- отработал с обеда до десяти вечера и свободен почти на двое суток. Любимый выходной был нами, но уж никак не нашими женами. Ибо в девяностые годы, когда ВашУгольНеНуженНикому денег не платили, но планы добычи не сокращали, а кажется еще и наращивали. А нас просили подождать еще немного- СкороОченьСкоро. Чтобы особо не успевали думать о том, что ЭтоСкоро как-то не наступает стремились всячески оплатить шахтерский труд благодеяниями в виде жидкой валюты. По причине кратковременности и ненадежности более коротких выходных, расчеты со звеном велись именно накануне этого - самого длинного выходного.
Честно отработав смену и насыпав в закрома очередные неучтенные сотни тонн черного золота, мы, после бани, в радостном предвкушении ввалились в нарядную.
- Да нет там ничего, обманут,- зло матюкались скептики.
- Не может быть- Шарап не обманывал еще не разу,- верили оптимисты.
Звеньевой заглянул под стол там, где обычно восседает начальник, а сейчас по причине его отсутствия, стоял лишь стул с протертым сиденьем:
- Ну чего вы паниковали? Вот, всё на месте – и банка, и «тормозок»
За минуту до этого именно он сеял смуту в стройных рядах верящих в порядочность начальства, а теперь быстро переметнулся в лагерь оптимистов. Я на это уже не обращал внимания. Это по- началу, когда я только пришел работать в этот коллектив, удивлялся - как человек за смену может поменять несколько раз свое мнение? А по- другому, наверное, в почете у начальства и не будешь. По той же причине так и не стал никаким ОченьПочетнымЗаслуженнымШахтером.
А особо нетерпеливые уже открыли крышку стеклянной трехлитровой банки и чуткими носами вдыхали аромат пития домашнего цеха по изготовлению контрафактной продукции имени Менделеева, по просту- самогона. В комнате явно запахло сивушными маслами... и апельсинами! Ну не было тогда ароматизаторов! Кроме чеснока, апельсиновых корок и укропа. Вот и клали в банки с домашним алкоголем у кого, что было.Много еще чего клали...
По традиции первую стопку- старшему по возрасту. До меня очередь не скоро еще дойдет, самый младший, развернул покуда «тормозок». Не густо! Буханка хлеба, палка колбасы и пяток вареных яиц. Хоть хлеб с колбасой порезаны, а то пришлось бы еще мучиться с добыванием ножа. Это только у добропорядочных граждан ходят легенды, что мы тут- на Донбассе, все поголовно с ножами ходим.
- Что ж он, зараза, хочет чтоб мы спились?- заглянув через плечо и ухватив кусок хлеба с колбасой, прогудел на ухо комбайнер - Иваныч.
- Тут же закуски на две банки!
Народ притворно- возмущенно поддержал его кивками голов и по принятии дозы горячительного подходил к "шикарному" столу, забирая часть своей пайки.
Я, признаться к собственному удовольствию и гордости, потреблял тогда совсем мало. Мне всё больше интересны были рассказы стариков (тридцать пять- сорок лет) о житие- бытие, и о работе.
Плеснув для виду и выпив, распахнул уши и стал прислушиваться. После минутной паузы, когда алкоголь еще не проник в кровь и не дошел до мозгов жующих голов, началось...
Надо сказать, что вот такие совместные распития очень ярко показывают расстановку сил в коллективе. Не знаю, как в других, работал только в шахте, но тут после первого подхода к ипмровизированному столу, после выкуренной первой сигареты, всё становится на свои места. Видно кто прихлебатель начальницкий, кто кому друг, кум и брат. Как водится - разбились все на тройки, двойки и стали болтать о своем.
Через пятнадцать минут с закуской было покончено. Еще через десять и самогон закончился.
- А говорили на две банки,- с усмешкой вспомнил я.
-А что, мужики, продолжение будет?- спросил, как бы невзначай, один из работяг.
- Будет, как не быть!- ответил Иваныч.
Отличительная особенность длинного выходного в том, что домой вовремя почти никто не приходил. Вот именно эти "продолжения" и ненавидели их жены. А потом и моя, после женитьбы.
- У меня есть кума ...- начал один, но его не дослушали:
- У меня тоже есть, удивил...
- А у меня знаешь какая кума?
Мишка подождал пока стихнут восторги собеседников по поводу их кумушек и продолжил:
- Она, как выпьет, так не откажет...
- Опа, а вот отсюда по-подробнее,- послушался хамовитый смешок.
- Она денег даст, у нее есть. На рынке торгует. А тебе я ноги переломаю, если еще чего по поводу нее такое подумаешь.- сверкнул глазами в сторону любителя женского пола и добавил:
- Она мне все равно, что сестра.
Паренек сник и пробормотав что-то типа «Да нафиг мне твоя старая сестра нужна», спрятался, на всякий случай, за спины.
- Так где ж ей выпить взять? Уже все выпили- показал я на пустую трехлитровку.
- Ну так пошарьте по карманам. Я что ль всё за всех решать буду?
Вот странное дело- деньги не платят, ходят с пустыми животами на работу, а в кармане обязательно найдется пару монет.
Ну про монеты я загнул. Кажется, тогда у нас миллионы в ходу были... Ну, короче, насобирали на ооочень маленькую бутылочку. Продавали тогда в коммерческих киосках такие. Сто грамм там было или больше? Не помню.
По пути к неведомой доброй женщине, наш сплоченный коллектив покинул один товарищ. При чем произошло все так тихо и незаметно, как в лучших шпионских романах.
Шли, разговаривали о работе, о погоде, о природе. Остановился один прикурить, пошарил по карманам, не нашел зажигалку.
- Витек, дай огоньку!
Витек остановился, достал из кармана зажигалку и прикрыв огонек сложенными ладонями, протянул их просившему. Я взглянул на лицо Витька и обомлел, тот весь побледнел и как-то скукожился, насколько это возможно при почти двухметровом росте.
«Руку обжег, что ли?»- подумал я, но проследив за его взглядом, всё понял.
Напротив него стояла Женщина! Такая же большая, как и Витек. Только, не пример ему, очень злая, руки уперты в большие бедра.
Подкуривший поднял голову, увидел взгляд Витька и обернулся.
- Галя, привет! Мы тут...
Галя, не сводя взгляда с Витька, молча отодвинула курильщика в сторону и бросила, почти развернушись задом:
- Домой.
И пошла, давая спиной понять, что никакие уговоры и просьбы не подействуют.
Витек только шмыгнул носом и не попрощавшись побрел вслед за супругой.
Все было проделано настолько тихо и тактично, что те, кто шел чуть впереди вовсе ничего не заметили. ОМОНу бы поучиться! Без пальбы и дыма!
Потерянный сотоварищ вовсе не испортил тяги к продолжению и мы шумной ватагой ввалились в подъезд.
- Ждите меня тут- сказал провожатый , а сам поднялся на этаж выше и позвонил в дверь.
Через секунду дверь открылась и мы услышали:
- Вот кого не ждала! А что ты один? Как кума?
Дверь закрылась, мы закурили и стали ждать. Прошло всего ничего и он вышел довольный и гордый. «Залил ей в глотку, что ли?»- подумал я.
- Заходите. Деньги есть.
Мы с гомоном стали подниматься.
- А ты сбегай в магазин- остановил меня Мишка .
- Купи водки.
Ну кому же, как не мне? Мало того, что самый молодой, так еще и самый трезвый!
Выбежал из подъезда и потерялся . Куда идти-то? Подниматься, спрашивать, не стал - разберусь.
На лавочке сидела пара бабулек из тех, кто вечно сидит под подъездами и знают ВсёИПроВсех.
- Я тебе говорю, что она это была...- заметив мою, радостно улыбающуюся физиономия, бабка замолчала.
- Здрасьте! А не подскажете где тут ближайший магазин?
- Так вот , за углом.- дружно ответили бабульки и так же ошарашенно, хором ответили мне :
-Не за что.
В ответ на мое:
- Спасибо.
Быстро сходил в магазин, вернулся назад, а бабок уже трое. Проходя, услышал:
- На такси ездиют...
« Ну хоть не про меня говорили» - с облегчением подумал и бросил:
- До свидания!
Эдакое обращение свело с ума бедных женщин. Не привыкли они в день получать столько добрых слов! Подвох в чем? Может шпион? А вдруг вор?
Эти их мысли просто вонзались мне в спину и смешили до щенячьего восторга. Тогда я думал, что только старушки, вот так подозрительно, относятся ко всем новым людям. Как же я ошибался! Но это уже совсем другая история...
Быстро взбежав на площадку, я прислушался. Ну да - не ошибся. Вот и женский голос слышен, и мужской. Позвонил. Дверь открылась не сразу. Молодая и симпатичная особа в коротком халатике, явно только из душа, вопросительно смотрела на меня.
- Вам кого?
- Ну ты даешь- сама за водкой послала...
Из кухни вышел мужчина, про которых говорят «косая сажень в плечах» злобно глянул на девушку и захлопнул дверь перед моим носом. «Врут, значит?»- послышалось из-за двери.
Я стоял в глубокой задумчивости, «Кто врет? Кому?»
Вдруг, открылась соседняя дверь и высунулась голова Мишки:
- Ты куда пропал?- и протянул руку за авоськой.
Я отдал злосчастную сетку и озадаченный вошел в квартиру. В гостиной уже играла музыка, слышались голоса и пахло жаренной картошкой. Пройдя на кухню и притушив конфорку под сковородой с картошкой, выглянул в окно.
Сквозь открытую форточку были слышны голоса бабулек, и в голове зашумело. ноги подкосились:
- Я тебе говорю, он - это. Приехал сегодня на такси, только что. Сама видела. Дождалась, таки, своего морячка!