суббота, 21 марта 2015 г.

Не пинайте пьяного шахтера.


Помнится, когда-то, я обещал рассказать где начались мои проблемы с сердцем. Ну как проблемы? Кардиолог и ЭКГ говорят о том, что у меня все в порядке, но в моем возрасте уже как-то «стремненько» становится и в голову приходят всякие неприятные мысли А как же с моей уверенностью, что мысль материальна? Да никак! Я не делаю из этого фетиша и знаю, что в моих силах исправить ситуацию. На самом деле, как объяснила мне одна знакомая, имеющая отношение к медицине, у меня просто ослаблена мышца, отвечающая за прокачку крови через легкие. Соответственно, в кровь поступает недостаточное количество кислорода. Когда она мне это объяснила все стало на свои места и я понял почему у меня всегда учащенный пульс, но «космонавтское» давление (если так можно сказать).
И на фоне этих знаний о своем организме я пытался отлеживать ситуацию со своим сердцебиением в шахте. Рассказ вовсе не обо мне любимом, а о том как губят в наших шахтах вполне здоровых мужиков. Труд уже сам по себе предполагает и физические усилия, неподвластные обычному человеку. Вы скажете, что я преувеличиваю? Ни капли! 
Так вот.Работали мы свое доблестной бригадой, отрабатывая сразу две лавы. Несведущему человеку это ничего не скажет,но могу сказать, что это такой ГЕМОРРОЙ, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все это делалось на фоне того, что нашему бригадиру очень хотелось получить Звезду Героя, но все как-то не удавалось ему на наших плечах въехать в рай. То какой-то подлец ногу сломает, то план не выполнится. Скажу по секрету, что план мы всегда выполняли, но только при загадочных обстоятельствах при подведении итогов месяца пропадали тонны, метры... или вовсе зольность была большая. Если с тоннами и метрами наш мозг еще мог справиться ( каждый третий имеет высшее образование, а каждый второй - техническое), то вот с зольностью были проблемы. Дело в том, что процент содержания примесей в угле можно выяснить только в лаборатории. Короче, сказали нам – НЕ ВЫПОЛНЕН ПЛАН и мы поверили вернее, сделали вид, поверили. А куда деваться? Мало кто умеет делать еще хоть что-нибудь. Умеют только работать в шахте и ударно пить. Странное дело – в тяжелые времена, когда, вроде бы надо сосредоточиться и собраться, шахтеры начинают пить больше. Нисколько не открещиваюсь от славного племени и каюсь, тоже пил. Пил ответственно, как будто нишу рубал (именно так говорят на Донбассе - рубАл). Психологи, психотерапевты могут это объяснить, но я и сам знаю, что в минуты расстерянности и подавленности люди часто глушат страшные мысли в «оковитой».
Ну так вот вернемся к сверхспособностям шахтерским. Сам иной раз был эдаким суперменом. Обрушился мне на ноги огромный камень (чтоб понятно было нешахтерам) и прижал нежную мою конечность к деревяной стойке. Стою, дергаюсь, боли пока не чувствую, но в голове паника и в желудке нехороший ком поднимается к горлу. Попросил, находящегося рядом парня попытаться мне помочь. Он потужился, попыхтел и честно признался, что не может и сдвинуть каменную глыбу. И тут я увидел, что «камешек» начинает по-тихоньку съезжать в мою сторону. Справедливый гнев охватил мою буйную головушку. Мысли понеслись в голове быстрее горного ручья : «Как же я без ноги? Без ноги мне никак нельзя!»
Обхватил я руками неполезное ископаемое и... Не знаю, не спрашивайте, но отодвинул глыбу. Совсем немного, но ногу из плена вырвал... и рухнул рядом. Нога стала «отходить» и тепло разлилось по ней. А, нет это сапог порвался и кровь течет по ноге. Неглубокая царапина, но кровь, скопившаяся в онемевшей ноге, хлестала весело и беззаботно, как ручеек весенний.
Ребята быстро перебинтовали мне ногу и отправили досиживать до конца смены по-дальше от опасного места. 
Таких случаев можно привести великое множество. Опасна и трудна профессия, но раньше ее достойно оплачивали (кроме конца 90-ых) и можно была более-менее сносно жить.
Продолжим. Так вот под руководством того же бригадира была подготовлена и начала отрабатываться еще одна лава – лава номер 29!
Эту цифру я буду помнить еще очень долго! Кстати, это была предпоследняя лава в его карьере и Героя он так и не получил. Есть справедливость, все таки! Нельзя таких людей награждать за бесчеловечное отношение к людям, которые обеспечивают твое благосостояние и славу! А я отработал еще несколько лав и работал бы дальше, кабы не "братская помощь".
Начиналась лава как обычно. Сначала по-тихоньку, потом все больше и больше налаживалась добыча угля. Наконец, вышли на плановые показатели и... Все! Кирдык! Финита ля комедия!
Комплекс был заряжен заведомо не рабочий, ремонтировать его вовсе не давали, а если и выделялись опытные гидравщики (специалисты по гидравлике), в число коих входил и я (не скромно как-то), то комплектующих вовсе не давалось.
Мы просто выбивались из сил, чтобы привести в порядок механизмы, но железо и детали гидросистемы мы делать из глины не умеем. В результате из передовой бригады превратились в каких-то аутсайдеров. Огонек в глазах погас, рабочий пыл упал на ноль. Природу не обманешь. Если лава не продвигается, она (природа) сразу мстит за развороченное нутро земли, за вынутый из ее недр уголь. «Мстя» ее была страшна! Очень скоро уменьшился приток свежего воздуха и мы стали тупо задыхаться на работе. Представьте, что вы в сауне и пытаетесь заниматься штангой. Приблизительно этим мы и занимались. Начальники приходили и уходили, бригадир нервничал (Звезда снова ушла на небо, а не на лацкан пиджака), а мы гробили свои крепкие организмы. Очень «умный» человек придумал выход с подачей кислорода в наши голодные легкие – в шланге со сжатым воздухом, протянутую по лаве, сделали очень много дырочек! Представляете? Эдакий пункт «Глотни жизни». Я вовсе не преувеличиваю и не юродствую. На моей смене умер от сердечной недостаточности зам. начальника. Просто упал и не поднялся. Более умные, могущие себе позволить, просто ушли на пенсию, как только почувствовали, что стало работать очень тяжело. А мы – умные и красивые, но без пенсий, работали и работали. До кругов в глазах (красиво), до тепловых обмороков, до похудения за смену на полкилограмма...
Я несколько раз замерял свой пульс в этой лаве. Больше 120 ударов в минуту. Конечно, не космические перегрузки, но и мы-то не отряд космонавтов!
Самое противное в той ситуации было то, что вопрос мог быть решен, но на нас не обращали внимания. Ведь была еще одна лава и еще один участок (начальник его был близок к верхушке) и вот туда и шел весь воздушный поток. Ведь там уголь и , соответственно, деньги.
Но мы выжили и проживем еще долго, не дождетесь, как говорится) Только, иногда, мельком увидев зловещую цифру – 29, сердце начинает биться часто. Рефлекс, однако. Доктор Павлов так собачек тренировал, сволочь)
Так что встретив пьяного шахтера – пожалейте его (если он,конечно не буянит). Наверняка, ему сейчас плохо. Ну уж потом, утром будет плохо , точно!