среда, 15 апреля 2015 г.

Благословение-проклятие старых шахтеров.

Упаси вас Бог оказаться в преисподней при жизни! Я не говорю сейчас о случаях клинической смерти. Там у человека хоть есть фифти-фифти. Если праведник- добро пожаловать к благочестивым, если грешник- уж не обессудь.
На третьем курсе горного техникума мне исполнилось 18 лет и я по закону имел право опускаться под землю. Я ИМЕЮ ПРАВО! Звучит и на бумаге выглядит торжественно и важно, но на деле я хотел бы этого права не иметь тогда... да и сейчас...никогда.
Исполнилось мне 18 в конце марта, а практика была в мае. Мальцы, те кому не исполнилось таких годов, как мне, отправились на близлежащие территории подметать асфальт и белить деревья, а я и еще несколько взрослых бедолаг отправились в прачечное отделение шахты, где нам выдали спецовку. Ну спецовка- это громко сказано. Выдали разномастные комплекты рабочей одежды. Это сейчас она яркая, со светоотражающими полосами, удобная, а тогда она шилась из дико-серого цвета, из прочного материала, но гнилыми нитками. Через месяц носки одежда разлазилась по швам и ленивые ее выбрасывали, а аккуратные и предусмотрительные прошивали по швам ее сразу после получения со склада. Причем прошивать швы надо было вручную- машинки ткань не брали.
И вот Онегин на свободе
Острижен по последней моде
Как дэнди лондонский одет...
... но это не про нас. Если стрижки еще и могли претендовать на модность , то уж наши одеяния- никак. Особо досталось мне и еще одному товарищу, не отличавшимся выдающимся ростом. "Шахтеры- парни крепкие, богатыри! Илья Муромец и рядом не валялся"- решили однажды в Госплане СССР и издали Указ шить шахтерскую робу только на высоких и широких работяг. Ну где же вы видели малорослого советского шахтера? Да на любой плакат взгляните! Там сплошь Жаботинские http://www.1tv.ru/news/world/19793 и Вирастюки (это чтоб молодежь поняла). С плечами у меня- то все в порядке, а вот с ростом... Ну не все же быть под два метра!
Короче, закатали мы рукава и штанины и начали обуваться.
О, шахтерские сапоги- это отдельный разговор. Вернее, не сами сапоги, а ПОРТЯНКИ которые надо намотать прежде обувания сапог. Нас о такой мелочи не предупредили и никто не знал как их водрузить на ноги.Никто не знал, а я – знал! Я важно стал их мотать вокруг ноги,после того как весь вечер накануне тренировался под зорким взглядом соседа, который случайно услышал, что мне предстоит спуск в шахту.
- А портянки ты мотать умеешь?- спросил он.
Я тупо уставился на него и мучительно вспоминал слово. Портянки, портянки... Ну это ж там- на войне, ну еще немцы обматывали свои тоненькие сапожки в суровую зиму 41-го... О том, что этот атрибут и мне может пригодится я и не догадывался. Вздохнув, сосед сказал:
- Жди здесь.- И пошел домой.
Вернулся он быстро, неся в руках что-то белое. Развернул два куска байковой ткани и бросил мне:
- Мотай!
Я вертел в руках потрянки и не мог даже и сообразить как к ним подступиться, не то чтобы так вот сразу «мотать». Сосед горестно вздохнул, с деланной злостью вырвал у меня портянки, я то видел, что он просто на седьмом небе от собственной значимости, вытащил ногу из тапка и... в две секунды его нога оказалась в носке. Не было тогда белых носков! Только темно-синие, черные! А почему? Да из соображений безопасности! Выглядывает носок "не нашего цвета" у мужика из под штанины, за воротник его и в КГБ, потому как  - шпион! Ладно не о том сейчас, есть дела и по-важнее.
Размотал он портянку и бросил мне:
- Давай, мотай.
Я повертел кусок байки в руках и бросил ему обратно:
- Там разберусь.
- Ага, и кровавые мозоли натрешь, неделю потом ходить не сможешь.
Неделя "неходьбы" меня не устраивала:
- Ну так покажи медленно, не выделывайся.
Короче, показывал он мне сей сложный процесс раз десять, потом я еще раз тридцать пытался повторить. Получилось!
А теперь я важно и не глядя ни на кого мотал портянки на свои ноги. От обступившей меня толпы я плохо видел свои руки, но с задачей справился. Только от волнения намотал портянку на левую ногу точно так же как и на правую. Не в зеркальном отражении. Ну вот боксер на руку бинты мотает сначала на левую (правую) по часовой, а на другую против часовой. А я на обе по часовой намотал, кстати, до сих пор так и мотаю свои портянки.
Да и ляд с ними, с портянками. Если бы это было самое сложное в моей жизни!
Кто-то умудрился повторить мои движения, кто-то просто засунул портянки под ближайшую лавку, а кто-то надел носки, и мы пошли.
Сопровождающий нас человек постоянно пересчитывая, подвел подопечных к Ламповой ( получили лампы и самоспасатели), потом долго стоял у Табельной и поименно вызывал к окошку, где на нас смотрели и что-то черкали в своих бумажках. Хух! Все! Можно идти в Шахту! По подземному переходу мы подошли к НЕЧТО. Сильный сквозняк трепал наши куртки, каски на маленьких головешках норовили улететь в Черную Дыру, разверзшуюся перед нами.
Это сейчас клеть опускается в шахту и она сразу прикрывается металлическим листом, а тогда клеть опускалась вниз и оставалась зияющая дыра в земле и толстый канат посередине этой ямы.
Бледные и трясущиеся мы подошли вслед за дядькой (кто он хоть был?) к Вратам!
Из деревянной кабинки рядом высунулась веселая тетка:
- Что, Иваныч (Кузьмич, Петрович...не помню) смену себе привел? А чо девок нет?
- Механики они, там девок и не должно быть. Заходи.,- махнул он нам
Мы торопливо зашли в железное чрево клети и вообще затихли. Тише нас только цветы на кладбище.
- Отправляй,- гаркнул сопровождающий.
И я чуть не потерял сознание. Пол под ногами пошел вниз, к горлу подступил комок. Все мы стали белее мела. Привидения в шахтерской робе.
Надо сказать, что мой первый спуск был именно в той шахте, где устанавливал свой Первый мировой рекорд Алексей Стаханов. Шахта ЧеготоТамБис. Я ожидал в самой шахте увидеть что-то типа табличек (тут проходил А.Стаханов), указателей (там был поставлен Рекорд)... но ничего этого не было. Потом, гораздо позже, я понял- для ШАХТЫ нет Авторитетов! Сегодня отработал и "будь здоров, не кашляй"! Стаханов это понял и больше в ШАХТЕ не появлялся.
Нас долго вели по каким-то выработкам (тогда для меня это были просто темные тоннели, какие там квершлаги и штреки с бремсбергами) и наступил Апогей!!!
- Вот, ребята, это- лава!
- Где, где лава? Где уголь добывают?
Мы сгрудились у небольшого проема у земли (вообще-то почвы, как говорят шахтеры) и смотрели вниз. Там были видны несколько огоньков, которые иногда освещали черные, лоснящиеся от пота, блестящие тела. Видно было лишь, что люди  голые по пояс и чего-то кричат друг другу, смеются, а один большим сверлом вгрызается в черную толщу угля. Через минуту из этого маленького окошка выскочил маленький человечек, совсем как черт из табакерки))), глянул на нас и прокричал (они почти все кричат):
-Уходи, палить будем!
Палить- значит взрывать (я потом всё это узнал)
А сейчас мы ушли на пару сотен метров и нам сказали:
- Ну посидите. Скоро назад пойдем.
Мы как обреченные оглянулись- нет лавок, ничего!!!
Кто-то присел на корточки, кто-то остался стоять.... а я огляделся по сторонам... и присел на кучку угля. Это же древнее дерево, все равно что на лавке посидеть. Да и роба не моя, чего ее жалеть? Молча мы просидели минут пять. Потом выскочили еще три чертика из табакерки (из ниши) улыбаясь на все тридцать два каждый, остановились около нас. Где-то что-то глухо бухнуло,пошла пыль.
- А. вот этот – настоящий Шахтер! - показывая на меня,сказал один. Остальные с ним согласились и они втроем убежали назад, в свою нору.

Где лава, я так и не понял тогда. Где добывают уголь, тоже- не понял. Ну не в той норе же!
Крепко благословили меня шахтеры- сколько не пытался уйти от Шахты, не получалось.