вторник, 28 апреля 2015 г.

Убить наставника.


Было сие в том далеком году, когда Горбачов уничтожал последние виноградники СССР, народ поддерживал и... гнал самогон, а я- молодой и красивый, и как мне казалось, неотразимый решил переменить сложную и опасную работу подземного электрослесаря с окладом в 280 рублей на легкую и беззаботную работу забойщика с окладом в 500 рублей и больше. Для сего трудного перевоплощения нужна была самая малость – найти шахту, на которую меня бы приняли за красивые глаза и крепкую фигуру.
Совсем как в фильме «Чародеи» я решил не видеть препятствий и идти сквозь стены. Тем более, что та шахта, на которой я работал была слишком удалена от места моего проживания. Рано ложиться и рано вставать- невыполнимые условия для жизни 22-летнего парня.
Принятию столь важного решения было два объяснения:
- Наличие в моей жизни девушек. Хотелось быть щедрым и богатым.
- Боязнь електричества. Сдуру пошел учиться на электромеханика, за компанию.
Так как учась в техникуме я не имел доступа к проводам и кабелям, наивно предполагал, что и работая в шахте, смогу не контактировать с токоведущими частями механизмов. Хрен там! Приходилось разбирать пускатели и фидеры, менять вставки и предохранители, делать новые вводы, ставить «перемычки»... А так как я от природы очень трусливый (осторожный), всегда очень переживал, что могу поджариться при контакте с нарпяжением в 660 вольт. Бояться и осторожничать, однажды, просто надоело. Решил прорваться в "когорту" забойщиков. Причин отступать не видел. Возможности воплотить в жизнь- тоже, но присутствовал авантюризм и уверенность в себе. На работу забойщиком можно было попасть за «деньги» или "всемогущий" «блат». Денег не было (девушки, любовь-морковь, маме отдавал половину), блат тоже отсутствовал.
«За спрос не бьют в нос»- вспомнил поговорку своей бабушки и постучался в двери нарядной* добычного участка №1. Услышав теплое приветствие в виде вопросов:
- Ты кто? Чо приперся? Не видишь заняты?
Ответил со всей искренностью и любовью, как полагается- вопросом на вопрос:
- Трудолюбивые, сильные работники нужны?
От подобной наглости, присутствующие в количестве двух человек (начальник и его зам.), озадаченно посмотрели друг на друга. Если бы я с дверей объявил, что я от Иван Иваныча было бы все понятно, но слова о трудолюбивости и силе озадачили «царствующих особ».
Напомню, что на дворе лето 1990 года и рэкет, между прочим, никто не отменял!
У начальников, как и у всех людей есть жены и (да ладно!) любовницы. Они хотят жить в мире и шоколаде, по возможности здоровыми. Возможно, мой жесткий взгляд и бандитская морда лица повлияли на их выбор в мой гешефт. Возможно, начальника другого участка накануне «немного попугали паяльником» за «несодействие хорошим людям», но факты – упрямая вещь:
- меня согласились принять на добычной участок в качестве забойщика
- не взяли за это ни копейки денег (их все равно не было) и без «звонка».
Отработав месяц учеником (работаешь как все , но считаешься на бумаге «учеником») и получив вожделенные «корочки» (удостоверение по специальности) я отправился «рубАть** нишу». Для понимания- стал рубАть отбойным молотком уголь. Если раньше, когда я был «учеником», за меня отвечал звеньевой, то теперь у меня был наставник. Разницы для меня никакой, но для наставника – лишний гемморой и 15 рублей (не лишних) к зарплате. «Гемморой» заключался в том, что он нес за меня ответственность (даже уголовную, если бы вдруг мое бренное тело обнаружили  бездыханным в шахте), а деньги получал за «наставничество» нового члена шахтерской семьи.
Работа на нише- самая тяжелая физически, но за 23 года работы  в шахте я убедился:
- Проверка молодых на прочность.
- Старые там работают, чтоб не думать . Тупая и однообразная работа.  Ответственности меньше.
Мы рубАли нишу каждый день, каждую неделю, три месяца беспрерывно!
Моя задача заключалась в том, чтобы выбрасывать уголь из-под отбойного молотка на конвейер. По началу было очень тяжело! Не смотря на «таскание железа» (бодибилдер, ага) я уставал так, что приходя домой просто падал на кровать и отключался. Мой наставник (довольно невзрачный) видя, что я не успеваю, иногда брал лопату и тоже кидал уголь на конвейер, успевая посмотреть на кровлю и сбить лопатой маленькие, отслоившиеся кусочки породы. Очень неприятно, когда на потную мокрую спину падает эта гадость. Иной раз приходилось и штаны снимать, вытряхивать кусочки породы  из сапогов (съесжает, зараза, по мокрой спине вниз в штаны, в портянки).
 Я все примечал, запоминал и старался работать по-быстрее. Иногда  сам лопатой успевал сбить кусочек породы над головой (ну очень неприятно когда за пояс попадает). В один прекрасный день (они в шахте все прекрасны), мы почти дорубАли нишу (скоро крепиться и до конца смены  можно «перекурить» минут десять), выкидывая последний уголь, я заметил   над головой отслоившийся кусочек породы. Ловко поддел его лопатой и внезапно обнаружил, что моего наставника больше нет! Я его не вижу! На месте где  видел его последний раз лежит «огромный кусок породы», из-под него слышен стон.
Сказать, что испугался – ничего не сказать! Интуитивно я понял, что наставник просит о помощи, но  мои жалкие усилия не смогли даже сдвинуть породу с места. Я в растерянности поднырнул под  лежащий на спине человека пласт породы, попытался поднять, ничего не получилось. Ни на сантиметр! Наставник дико закричал и... (так не бывает!)  сбросил с себя многокилограммовый груз,  отскочил в строну. Кровь текла по его спине, но он был жив и вполне отчетливо произнес:
- Что ж ты, мудак, линзу*** трогаешь?

*(нарядная)- не в смысле «красивая», там дают, распределяют наряды на работы в течении смены.
**Мы говорим «рубАть», а не «рубИть» не от неучености, тупости и безграммотности, а потому, что так привыкли говорить несколько поколений забойщиков до нас.
***(линза)- горно- гелогическое нарушение, выражающиеся в отслоении ложных  кусков породы, явлющихся опасными для жизни работников.Бывают очень большие, весом в несколько тонн.

С облегчением сообщаю – наставник  остался жив и здоров. Немного «шкурка» на спине подпортилась.